Кемерово родина пермяков, венгров, финов и прочих викингов

в XVIII веке Страленберг и Паллас указали о сибирском происхождении угро-финнов опираясь на исторические материалы.
В VII-I веках до н.э., как известно по археологическим памятникам, на северо-западе Южной Сибири, в степях Минусинской котловины и Причулымье на основе земледельческо-скотоводческого хозяйства сложилась тагарская культура (скифо-сакское время). В расовом отношении население этой территория являлась местом зарождения европеоидного типа хомо сапиенс. Тагарцы вели осёдлый образ жизни. Занимались скотоводством, земледелием, охотой и рыбалкой. народ Тагарской культуры Страленберг и Паллас называли «чудь». На Кии тагарские артефакты лучше всего сохранились на местах современных поселений Чумай и Кубаево.
К III в. до н.э. в этих местах появляются кочевники хунну (сюнну), предки тех самых гуннов, которые спустя несколько веков освободили европейские народы от рабства Древнего Рима. Союз племён, возглавленный хунну, оформился в степях Внутренней Монголии и продвигался на запад. По письменным источникам, хунну представляются кочевниками, основным богатством которых были огромные стада скота. Немаловажную роль в их жизни играла и война, так как от покорённых народов они получали дань зерном, мехами, тканями, кожами, предметами роскоши, рабами. Вытесненный с пастбищ народ укрылся в толщах тайги, занимаясь охотой, рыбалкой и собирательством. С Саянских гор тагарское население начало переселяться на север, формируя новые народности на Енисее и причулымье. Типичные арийские гидронимы с формантом -куль зафиксированы по верху р. Кия (Куль, Берчикуль, Берикуль). Наличие в высокогорье Кузнецкого Алатау стад северного оленя, позволяет предполагать, что эта территория находилась под жизнедеятельностью кетов, проживающих сегодня в Туруханском крае. Кетский язык является последним живым представителем енисейских исчезающих языков
Под влиянием хуннов в 3 в. до н.э. — 1 в. до н.э. на берегах реки осёдлые пастушеско-земледельческое хозяйство и оленеводство заменяется кочевым скотоводством. Скот — главное богатство кочевых племён. За пашни и за лучшие пастбища шли военные столкновение между кочевыми и оседлыми племенами. Возникли новые приоритетные хозяйственные зоны. На немногочисленных лугах появляются кони и крупнорогатый скот. Глубокий снежный покров и болотистая местность не позволяли держать значительные стада крупного и мелкого рогатого скота. Наиболее удачным местом для монгольского скотоводства являются угодья у слияния рек Кия и Серта. Археологи нашли останки поселения этого периода.
Происходит смешение местной тагарской культуры — прародительницы европеоидов — с монголоидными пришельцами. к I тыс. н. э. в бассейне реки Кия сложилась таштыкская культура, тюрко-уральскоязычное население говорящее на самодийско-угро-кыргыских языках. Культура в устье реки Кия стала основой антропологии уральского типа. Это древние прародители угро-финнов. в XVIII веке Страленберг и Паллас указали о сибирском происхождении угро-финнов опираясь на материалы истории от каменного века до Петровского периода.
Верхнее течение реки Кия занимали рослые, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами древние кыргызы — тагарцы, родственный народ древним динлинам. Кыргызы (хакасы в 20-21 веках) проникали в ее верховья со стороны Енисея. Кыргызы были сильным народом, воевали с древними тюрками на западе и уйгурами на юге. Они сохраняли свою самостоятельность вплоть до монгольского нашествия, а затем и русской колонизации. До нас дошло большое количество памятников енисейской письменности, являющейся важнейшим достижением культуры кыргызов. Надписи вырезали не только на камнях, но и на бытовых предметах, что свидетельствует о широком распространении грамотности. Сибирские кыргызы — это название современных хакасов, которое использовали московские разбойники в 17-18 веках.
с 7 по 9 век на Чулым и Кию начинает проникать тюркский этнос. к 12-13 веку тюрки осваиваются в устье Кии. Набивают конные тропы к верховьям, где моют золото и бьют пушного зверя. В нижней и средней части р. Кия появляются тюркские названия рек (Медодат, Тондат , Туендат, Кубидат, Ичиндат, Чедат, Кайдат, Алчедат) и уходят в глубину горных отрогов Кузнецкого Алатау (Кундат). Короткое расстояние к Оби для тюрков делали Кию привлекательной. Корм и чистая вода для скота, дары природы и ключевая вода для людей добавляли определенный колорит и удобство. Создалось круглогодичное движение от центра Минусинской котловины к Западно-Сибирской равнине. Река, соединяющая эти зоны, из-за характерных особенностей скалистых берегов называлась «скалистой» — Кия. На Евроазиатском материке встречается еще 13 рек, носящих такое название, характеризующие их природный колорит с характерным переводом в тюрскоязычном толковании.
Возвращение русских на родину древних предков состоялось в XI в., когда новгородцы побывали в низовьях Оби в Западной Сибири. Традиционно процесс завоевания и включения Сибири в состав Русского (Российского) государства считается начало «покорения Сибири» — вторжение казачьего отряда Ермака в 1580 году на территорию Сибирского ханства. в 1586 основана Тюмень (первый русский город в Сибири), на месте бывшей столицы Сибирского ханства. Коренные сибиряки защищали свою родину от беспощадных царских разбойников. Этнос Кии как и Енисейские кыргызы 100 лет сражались за родину и сдерживали продвижение русских в Южной Сибири.
В середине XIХ века на реке началась Сибирская золотая лихорадка. За сто лет все мелкие ручьи и речки получили имена своих владельцев-старателей и представителей православного духовного мира. В сталинский период правления многим колониям дали названия из столицы империи. Это краткий пересказ истории изложенной здесь vk. com/wall-122992356_11 Роль реки преувеличена. Верховья реки это бухта мимо которого проносились вихри истории, здесь сохранился парк юрского периода, живут снежные люди. это сказочный край. К реке ближе андроновская чулымская цивилизация. Рассказ о тагарке тоже хорош. Гунны больше связаны с тагаркой, чем с Кия. Автору первоисточника благодарность, так же как и другим сибирякам за патриотизм и любовь к Сибири   #history@ #hakas

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s